how to build a website for free

Программа развития малого и среднего предпринимательства
Союза предпринимателей Кубани

«Утверждена»
Решением Правления
«Союза предпринимателей Кубани»
от « 22» деккабря  2018 г.



   Негосударственная программа развития малого предпринимательства Кубани на 2019 - 2024 годы определяет цели, направления и пути развития малого предпринимательства Кубани, содержит принципы и приоритеты государственной политики, механизмы ее реализации, параметры развития, формы и методы деятельности СПК (Союза предпринимателей Кубани), которые окажут помощь развитию субъектам малого бизнеса, возрождение богатых традиций Кубанского предпринимательства.

   Программа разработана экспертной группой - членами СПК. В ходе подготовки Программы сделан анализ ключевых проблем развития малого предпринимательства Кубани, проведены социологические исследования, использованы разработки кубанских ученых, материалы государственной статистики, некоторые показатели участия малых предприятий в экспортно-импортных операциях, выставочной деятельности. На подготовительном этапе проведен цикл встреч, совещаний, консультаций с различными категориями предпринимателей, руководителями государственных и негосударственных структур.

       1. Цели, задачи, принципы развития.

              Цели развития и поддержки малого предпринимательства:
1) содействие обеспечению благоприятных условий устойчивого роста малого предпринимательства;
2) повышение конкурентоспособности и адаптационного потенциала субъектов малого бизнеса;
3) опережающее развитие сектора малого предпринимательства по сравнению с экономикой Края и малым бизнесом страны в целом.
   Развитие малого предпринимательства способствует ускорению социально-экономического развития области, обеспечению приемлемого уровня и качества жизни населения, снижению показателей бедности и безработицы, формированию массового среднего слоя (класса) в обществе.
Для достижения этих целей должны решаться следующие задачи:
1) формирование в пределах полномочий Краснодарского Края благоприятной правовой среды для развития малого предпринимательства;
2) подготовка предложений по устранению неоправданных экономических и административных барьеров на пути малого бизнеса;
3) реализация эффективных механизмов удовлетворения финансово-кредитных потребностей малого бизнеса;
4) помощь в развитии инфраструктуры, обеспечивающей доступность предпринимателям деловых услуг;
5) подготовка и повышение квалификации кадров для сферы малого предпринимательства;
6) укрепление социального статуса, повышение престижа и этики предпринимательства.
   Программа базируется на признании предпринимательской способности населения как важнейшего ресурса социально-экономического развития Краснодарского Края и, всемерную поддержку хозяйственной самостоятельности граждан и инновационной энергии предпринимателей. Малое предпринимательство обеспечивает укрепление рыночных отношений, формирует средний слой общества, который служит гарантом социальной стабильности. Частные предприниматели по экономическому положению и условиям жизни относятся к основной массе населения, где меньше имущественная дифференциация, больше условий для социального партнерства.

                                           Основные принципы работы в отношении малого предпринимательства:

   - партнерские отношения между Союзом предпринимателей Кубани, исполнительными органами государственной власти Краснодарского Края, местного самоуправления, общественными организациями, организациями инфраструктуры по поддержке малого бизнеса;
   - помощь в сокращении административного воздействия и усиление нормативно-правового регулирования;
   - поддержка жизнеспособных субъектов малого предпринимательства, ограждение их от воздействия негативных факторов нерыночного характера;
   - недопущение предоставления государственной помощи, создающей неравные условия конкуренции другим субъектам малого предпринимательства;
   - адекватность целей, задач и конкретных мер по поддержке малого предпринимательства реальным потребностям малого бизнеса, состоянию краевой экономики;

               Программа предусматривает следующие аспекты:

   - функциональный, нацеленный на создание экономических, правовых, организационных условий для развития малого предпринимательства;
   - отраслевой, направленный на организацию и координацию деятельности в вопросах развития малого бизнеса всех заинтересованных органов государственной власти в различных отраслях народного хозяйства;
   - территориальный, предусматривающий учет особенностей развития малого предпринимательства в административно-территориальных единицах края;
   - социальный, содержащий систему мер поддержки малого предпринимательства в отношении отдельных социальных групп населения.

   Процесс развития предпринимательства Союзом предпринимателей Кубани, в долгосрочной перспективе, разделяется на нижеследующие этапы.
   Первый этап. Создание предпосылок для количественного и качественного роста малого предпринимательства, консультационная помощь в подготовке новых и пересмотр действующих нормативных правовых актов для совершенствования правового поля, создание в муниципальных образованиях филиалов и представительств СПК. Селективная и адресная помощь субъектам малого предпринимательства, предоставление преференций для адаптации к общей экономической среде: облегчение доступа к ресурсам, помощь нуждающимся субъектам на территориях Края с низким уровнем развития бизнеса, облегчение вхождения в рынок начинающего, молодежного, женского, семейного, крестьянского предпринимательства, стимулирование развития инновационного бизнеса. Создание правовых и организационных условий для благоприятного развития малого предпринимательства в сфере народных промыслов и ремесел и жилищно-коммунальной сфере.
   Второй этап характеризуется развитием институциональной среды и эффективной системы защиты прав собственности; стимулирующей предпринимательскую активность нормативно-правовой базы. Субъекты малого бизнеса должны будут иметь современный менеджмент и квалифицированный персонал, активно участвовать в объединениях и общественных организациях для реализации совместных интересов. В результате многие субъекты будут вовлечены в федеральные и международные стратегические союзы и совместные предприятия.

    В связи с этим процесс развития и поддержки малого предпринимательства будет включать комплекс мер по адаптации предпринимательской деятельности к современным социально-экономическим условиям:
   1) вовлечение в трудовую деятельность, в том числе безработных граждан, за счет профессиональной переподготовки;
   2) создание системы адаптации к технологическим и информационным инновациям;
   3) развитие рынка образовательных услуг в соответствии с потребностями малого бизнеса;
   4) насыщение рынка труда квалифицированными кадрами за счет прогнозируемого перераспределения образовательных усилий.

   В силу исторических, географических, природно-климатических и других особенностей уровень социально-экономического развития муниципальных образований, в том числе и уровень развития малого предпринимательства, существенно варьируется. Диспропорция относительных показателей развития малого предпринимательства свидетельствует, что уровень развития малого бизнеса в крупных городах Краснодарского Края в 3 - 5 раз выше, чем в муниципальных образованиях со сложными условиями хозяйствования. Перспективные тенденции развития малого бизнеса будут направлены на выравнивание межтерриториальной дифференциации в степени насыщенности субъектами малого предпринимательства, "сглаживание" различий между муниципальными образованиями по степени развития малого предпринимательства. В связи с этим в развития малого предпринимательства особую роль получит территориальный акцент, направленный на содействие поддержки и развития малого предпринимательства как экономической основы развития муниципальных образований.

   Особое внимание будет уделено повышению конкурентоспособности малого бизнеса, его адаптационного потенциала, выравниванию шансов для успешного старта в бизнесе любого обладающего предпринимательскими способностями гражданина. Параллельно с государственной политикой проводимой краевыми властями субъекты малого бизнеса будут способствовать формированию ответственного социального и предпринимательского поведения, корпоративной консолидации и взаимной ответственности.

Основные направления совершенствования поддержки и развития малого предпринимательства.

1. Совершенствование нормативно-правовой базы регулирования развития малого предпринимательства.

С целью оптимизации нормативно-правовых основ государственного регулирования отношений, складывающихся в сфере малого предпринимательства, необходимо целенаправленно формировать правовое поле, обеспечивающее беспрепятственное развитие малого бизнеса и устраняющее бюрократические барьеры на его пути. Это должно быть обеспечено за счет реализации следующих мер со стороны СПК:
1) консультационная помощь в регулировании отношений, складывающихся в сфере малого предпринимательства, преимущественно через нормы прямого действия, определенные в краевом законодательстве;
2) консультационная помощь в пересмотре подзаконных нормативных правовых актов, препятствующих развитию малого предпринимательства;
3) введение ответственности должностных лиц, препятствующих созданию и деятельности субъектов малого предпринимательства;
4) введение в практику оценки последствий принимаемых нормативных правовых актов исполнительными и законодательными органами государственной власти и местного самоуправления Краснодарского Края по развитию малого бизнеса и недопущение ухудшения положения субъектов малого предпринимательства вследствие принятых решений;
5) введение в практику учета предложений предпринимателей, в том числе через объединения предпринимателей, при подготовке проектов нормативных правовых актов, по вопросам развития и регулирования малого бизнеса;

2. Противодействие избыточным административным барьерам, препятствующим развитию малого предпринимательства.

Административные барьеры - препятствия, связанные с необходимостью выполнения субъектами малого предпринимательства избыточных обязательных правил и процедур, предусмотренных законодательными и подзаконными актами, а также произвольные действия органов власти, затрудняющие развитие бизнеса.

Приоритетные направления работы Союза предпринимателей Кубани по вопросам связанным с административным регулированием и содействию в развитии малого предпринимательства:
1) улучшение качества и доступности государственных услуг субъектам малого предпринимательства, повышение эффективности и прозрачности деятельности органов исполнительной власти, упрощение административных процедур, внедрение в органах исполнительной власти принципов управления по результатам, механизмов противодействия коррупции;
2) консультационная помощь в устранении избыточных контрольно-надзорных, экспертных, согласительно-разрешительных функций органов исполнительной власти, возлагающих дополнительные обязанности на предпринимателей, а также функций, затрудняющих реализацию гражданами своих конституционных прав на предпринимательскую деятельность;
3) помощь в формировании эффективно работающего механизма разрешения споров между, как, субъектами малого предпринимательства, так и исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления за счет совершенствования административных процедур, соблюдения принципа добросовестности субъекта малого предпринимательства, досудебного рассмотрения жалоб и содействия предпринимателям в применении судебных механизмов;
3) помощь в создании механизма уменьшения издержек бизнеса на преодоление административных барьеров, снижение коррупционных потерь в сфере малого предпринимательства;
7) учет общественных интересов и интересов потребителей в производстве субъектами малого предпринимательства качественных товаров, работ и услуг с интересами предпринимателей по упорядочению и сокращению проверок выполнения обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных нормативными правовыми актами.

3. Содействие в развитии малого инновационного предпринимательства

Цель - создание условий для повышения конкурентоспособности малых предприятий и выхода инновационной продукции на внешний рынок, увеличения вклада малого бизнеса области в процесс замещения импортной продукции на внутреннем рынке.
Поддержка инновационных проектов малых предприятий должна осуществляться с учетом приоритетных для экономики Края направлений: энерго- и ресурсосбережение, продукция высокой степени переработки, информационные технологии, приборостроение, глубокая переработка отходов, защита окружающей среды.

В инновационной сфере будут проявляться следующие тенденции:
1) повышение роли малых и средних форм хозяйствования в кравевой инновационной системе с превращением их в основу генерирования и реализации инновационного потенциала Краснодарского края и использованием для развития рыночных финансовых схем, а также механизмов государственно-частного партнерства;
2) формирование "инновационного ядра" коллективов с собственной экспериментальной и опытно-производственной базой, финансируемых преимущественно за счет собственных и привлеченных средств и взаимодействующих в своей деятельности с сетью малых и средних инновационных фирм.

Для создания благоприятных условий развития инновационной деятельности в сфере малого бизнеса необходимо осуществление следующих практических мер:
1) разработка проектов, стимулирующих развитие малого инновационного бизнеса;
2) формирование информационного банка данных о продукции и услугах, результатах научно-исследовательских работ, инновационных проектах, организациях инфраструктуры, содействующих инновационному бизнесу;
3) проведение для субъектов малого бизнеса конкурсов научных разработок и ярмарок инновационных проектов, предлагаемых к внедрению;
4) приглашение заинтересованных сторон к долевому участию органов государственной власти в финансировании научно-технологических исследований субъектов малого предпринимательства, ориентированных на решение приоритетных прикладных задач социально-экономического развития области, потребностей научно-производственной инфраструктуры, включая оплату патентно-лицензионных расходов;
5) создание возможностей участия субъектов малого инновационного предпринимательства Краснодарского края в программах по подготовке предпринимательских кадров в сфере, менеджмента инноваций;
6) содействие формированию и деятельности хозяйствующих субъектов, предоставляющих ресурсы и услуги субъектам малого предпринимательства Краснодарского Края, функционирующим в высокотехнологичных областях науки и промышленности.

4. Поддержка интеграционного взаимодействия малого, среднего и крупного бизнеса.

Малый бизнес, действуя на местном рынке, имеет непосредственную связь с потребителем, простоту и гибкость управления предприятием, узкую специализацию с ограниченными масштабами производства, оперативно реагируя на изменяющуюся конъюнктуру рынка.
Программа должны быть направлена на модернизацию структуры экономики края на основе оптимизации и разумного сочетания в ней разных типов и размеров предприятий, создание благоприятного хозяйственного, социального климата, условий и возможностей, способствующих трансформации малого бизнеса в средний, среднего - в крупный.
При этом усилия СПК следует сосредоточить на:
1) содействие реализации основной цели - снижению издержек производства, использование на взаимовыгодной основе предприятиями конкурентных преимуществ своих деловых партнеров;
2) содействие формированию и функционированию на взаимовыгодной основе совместных технологических, кооперационных, инновационных, реализационных и иных хозяйственных "цепочек" малого, среднего и крупного бизнеса, недопущению противостояния этих разных сфер бизнеса и превращения их интересов в объект постоянных конфликтов;
3) устранении факторов, препятствующих кооперации, - недостаток информации о потребностях крупных и возможностях малых предприятий, низкое качество товаров и услуг, предоставляемых некоторыми малыми предприятиями с нарушением сроков, недостаточная рыночная адаптация крупных предприятий и барьеры при получении производственных заказов малыми предприятиями.

5. Поддержка предпринимательства в сфере внешнеэкономической деятельности.

Цели поддержки малого предпринимательства в сфере внешнеэкономической деятельности:
1) развитие эффективного делового сотрудничества субъектов малого предпринимательства Краснодарского края с партнерами из ближнего и дальнего зарубежья;
2) привлечение в сферу малого бизнеса Краснодарского Края иностранных инвестиций, прогрессивных технологий, а также международных программ поддержки и развития малого предпринимательства;
3) продвижение субъектов малого предпринимательства на зарубежные рынки с конкурентоспособной продукцией и услугами.

Основными задачами поддержки малого предпринимательства в сфере внешнеэкономической деятельности являются:

1) содействие субъектам малого предпринимательства в развитии их торговых, научно-технических, производственных, исследовательских и информационных связей с зарубежными партнерами, участию в международных конгрессах, совещаниях, семинарах, выставках и ярмарках;
2) привлечение зарубежной информационной, технической и иной безвозмездной помощи, иностранных инвестиций и кредитов в сферу малого бизнеса;
3) расширение производственной кооперации с учетом международной специализации разделения труда;
4) развитие международного финансового лизинга и системы венчурного финансирования;
5) расширение спектра консультационных, информационных и других услуг субъектам малого предпринимательства для реализации программ и проектов с привлечением иностранной технической и финансовой помощи, а также при взаимодействии с потенциальными иностранными инвесторами;
6) организация взаимодействия с зарубежными организациями, фондами, агентствами в области поддержки и развития малого предпринимательства в Краснодарском Крае, содействие зарубежным партнерам в эффективной реализации их программ и проектов на территории Краснодарского Края;
7) изучение и обобщение опыта зарубежных стран в области развития и поддержки малого предпринимательства с целью его практического использования в условиях Краснодарского Края.

Содействие субъектам малого бизнеса в установлении деловых контактов с зарубежными партнерами должно быть сосредоточено на следующих направлениях:

1) проведение маркетинговых исследований по вопросам продвижения выпускаемой продукции и реализации услуг, поставке оборудования, материалов и товаров из-за рубежа;
2) предоставление адресной информации о потенциальных партнерах и их надежности, создание комплекса информационно-консультационных услуг по различным направлениям внешнеэкономической деятельности (ведение переговоров, заключение контрактов, условия поставки продукции);
3) создание условий и содействие в определении приоритетов деятельности при организации совместных предприятий;
4) содействие продвижению продукции предприятий малого бизнеса на зарубежные рынки с использованием механизмов поддержки экспорта кубанских товаров;
5) развитие связей между предприятиями Кубани и зарубежными фирмами (деловые визиты за рубеж, организация переговоров, бизнес-встреч, выставочной деятельности, информационный обмен);
6) содействие в обучении представителей малого бизнеса области по целевым программам.

6. Развитие системы подготовки кадров для малого предпринимательства.

С целью более активной ориентации малых форм хозяйствования на решение социальных проблем необходимо развитие профессиональной подготовки, предполагающей комплексную подготовку обучаемых с учетом конкретных потребностей малого бизнеса. Малый бизнес не только предъявляет спрос на кадры высокой квалификации, но и в перспективе может рассматриваться как один из источников финансирования (софинансирования) системы подготовки и переподготовки кадров.

Программа развития предпринимательства на Кубани предусматривает следующие принципы развития системы подготовки кадров для малого предпринимательства:

1) соответствие направлений подготовки кадров потребностям малого предпринимательства;
2) инновационный характер построения и содержания образовательных программ и семинаров, их комплексное научно-методическое обеспечение;
3) интегрированный характер бизнес-образования, предусматривающий развитие мотивации обучающихся для организации своего дела, развитие личностных предпринимательских качеств и способностей, а также приобретение специальных знаний, умений и навыков, необходимых при организации и ведении своего дела;
4) многообразие уровней, форм и методов дополнительной профессиональной подготовки менеджеров, переподготовки преподавателей-консультантов;
5) дифференциацию и преемственность квалификационных уровней подготовки кадров для малого предпринимательства.

Системные действия СПК по обеспечению необходимым персоналом предприятий малого бизнеса предусматривают реализацию следующих механизмов:

1) организация совместно с территориальными объединениями работодателей малого предпринимательства сбора и обобщения информации о реальной потребности в подготовке персонала для малого бизнеса;
2) формирование образовательного заказа на профессиональную подготовку специалистов для малого предпринимательства;
3) стимулирование развития социального партнерства между образовательными учреждениями и объединениями работодателей малого бизнеса в части подготовки персонала для малого бизнеса;
4) объединение финансовых, материальных, интеллектуальных ресурсов работодателей и работников по организации учебного процесса;
5) создание условий для прохождения производственной практики учащихся в организациях малого бизнеса;
6) организация целевой контрактной подготовки в соответствии с заказом специалистов.

7. Этика предпринимательства

Предпринимательское сообщество подошло к пониманию значимости этики в системе ценностей бизнеса и необходимости руководствоваться на практике этическими нормами предпринимательского поведения. Однако еще нередки случаи применения неэтичных способов конкурентной борьбы и взаимоотношений с контрагентами бизнеса.

Содействие формированию профессиональной этики предпринимателей как важнейшей составляющей, характеризующей уровень развития предпринимательства, является одной из задач настоящей Программы и деятельности СПК в целом.
Всем заинтересованным сторонам и сторонам-участникам бизнес процесса сторонам необходимо содействовать предпринимателям и их объединениям в разработке профессиональных норм поведения, основанных исторических традициях российских предпринимателей и опыте предпринимателей Кубани.

Важнейшей задачей бизнес-образования должно стать формирование у предпринимателей таких личных качеств, как честность, надежность, ответственность, точное исполнение взятых перед партнерами обязательств и отказ от использования недобросовестных форм ведения конкурентной борьбы. Необходимо активизировать также обучение предпринимателей навыкам групповой работы, ведения переговоров, разрешения конфликтов. Объединения предпринимателей, средства массовой информации, организации инфраструктуры поддержки предпринимательства должны осуществлять мероприятия по целенаправленному формированию позитивного образа предпринимателя и повышению престижа предпринимательской деятельности в общественном сознании.

8. Экологическое предпринимательство.

Высокая концентрация сельхозпромышленности и перерабатывающих производств в Краснодарском Крае обусловили значительную экологическую нагрузку на окружающую среду. Малое предпринимательство имеет тенденцию к расширению своего участия на рынке экологических услуг, участвуя в реализации областных экологических программ и проектов.

Перспективные направления развития экологически ориентированного малого предпринимательства:

1) консалтинговые услуги в сфере охраны окружающей среды (экологический аудит, сертификация, разработка нормативно-методических документов, оценочная и страховая деятельность);
2) инновационный бизнес в области охраны окружающей среды, экологическое образование.

В целях стимулирования развития экологического предпринимательства и природоподобных технологий необходимо совершенствовать законодательную базу в области экологии и природопользования (по вопросам мониторинга, аудита, обязательного страхования), экономические механизмы регулирования природоохранной деятельности, поощряя экологическое предпринимательство и использование природоподобных технологий системой льгот и преференций со стороны государства, предоставляя государственные и муниципальные заказы. 

Ожидаемые результаты реализации программы.

Достижение основных целей и решение задач, изложенных в Программе, а также реализация предусмотренных в ней мер и механизмов стимулирования малого бизнеса позволит увеличить вклад малого предпринимательства в экономику Края. Рост числа субъектов малого предпринимательства повысит устойчивость, гибкость и адаптивность экономики, создаст основу для формирования массового среднего слоя в обществе.
Реализация положений настоящей программы позволит развивать малое предпринимательство в соответствии с потребностями текущих социально-экономических аспектов Края, более полно реализовать предпринимательский ресурс общества для решения экономических и социальных задач на основе эффективных правовых, экономических и организационных механизмов.

Усилится влияние малого предпринимательства на структурные преобразования в экономике, формирование оптимальной структуры видов экономической деятельности, направленной на обеспечение потребителей многообразными качественными кубанскими товарами и услугами при отлаженной системе взаимодополняющих друг друга малых, средних и крупных товаропроизводителей.

Увеличится инвестиционный потенциал малого предпринимательства для расширения производства товаров и услуг на основе активизации самофинансирования за счет роста доходов и накоплений у субъектов малого бизнеса, привлечения сбережений населения, повышения доли заимствованных средств у коммерческих инвестиционных структур. Критерием положительной оценки этого процесса станут показатели повышения доли прибыльных малых предприятий, эффективности работы индивидуальных предпринимателей, устойчивого роста инвестиций в основной капитал.
Проявится устойчивая тенденция роста степени зрелости малого бизнеса через увеличение уровня имущественной обеспеченности, опыта хозяйствования, широты деловых связей, что приведет к повышению стабильности малого бизнеса, расширению возможностей маневра в его предпринимательской деятельности.
Развитие малого предпринимательства обеспечит снижение социальной напряженности и бедности, увеличение в обществе граждан, самостоятельно обеспечивающих свое достойное благосостояние. Эти цели достижимы также в связи с предусмотренными к осуществлению мерами по формированию позитивного отношения различных слоев и групп населения к предпринимательской деятельности как к достойному образу жизни.